icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Курсы валют
сегоднязавтра
85.99 85.99
72.22 72.22
Рекламный баннер 990x90px top

В канун Рождества 24 декабря 1901 года в округе Пиллькаллен произошло особое событие.

2020-12-11

В этот день 119 лет назад открыли Пиллькалленскую малую железную дорогу (Pillkaller Kleinbahn).
К этому событию готовились, по инициативе многих жителей района и всей провинции велась обширная подготовительная работа, связанная со строительством малой железной дороги.
Показать полностью...
Для округа Пиллькаллен железнодорожная эра началась сравнительно поздно. Только 1 ноября 1892 года возможно было ввести в эксплуатацию 17,6 километровую ветку государственной железнодорожной линии на участке от Шталлупёнена до Пиллькаллена. Нужно сказать, что Королевская Восточная железная дорога достигла Шталлупёнена уже 6 июня 1860 года!
Ровно год спустя, 1 ноября 1893 года был открыт следующий участок пути до Раутенберга (посёлок Узловое), относившийся к соседнему округу Рагнит. Участок до Рагнита был достроен на следующий год, и таким образом была установлена связь с Тильзитом.
В конце 1893 года, помимо районного города Пиллькаллен, только три населенных пункта в округе имели железнодорожное сообщение – Шмильген (поселение существовало между посёлками Добровольск и Саратовское), Гросс-Шореллен (посёлок Саратовское) и Дрозвальде (поселение существовало между посёлками Саратовское и Узловое). Большая часть района, особенно её восточная часть с приграничным городом Ширвиндт и церковными деревнями Ласденен (Краснознаменск), Шилленен (посёлок Победино) и Виллунен (несуществующий посёлок близ озера Виллунен – в настоящее время озеро Бородинское), все еще находились далеко от железнодорожной линии.
По переписи населения конца 1895 года в районе Пиллькаллен проживало всего 47 711 человек, из которых 3 406 – в районном городе и 1 157 – в городе Ширвиндт. Район был абсолютно сельскохозяйственным, никакой промышленности не было. Существовали лишь некоторые мелкие предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию (молочные заводы, мельницы) или поставлявшие продукты для сельского хозяйства (кирпичные заводы, гравийные карьеры). Таким образом, строительство железной дороги в этом районе было обречено на провал из-за представленных характеристик неблагоприятных экономических и финансовых условий, а также на начальном периоде строительства железной дороги диктовались высокие технические требования – оно просто не могло быть рентабельным. Но потребность в эффективных современных транспортных средствах для надёжной доставки грузов и пассажирских перевозок становилась все более острой в районе Пиллькаллен.
Этот недостаток разрешила воля депутатов Прусской палаты «Законом о малых железных дорогах и частных железнодорожных путях» от 28 июля 1892 года. С вступлением в силу этого решения 1 октября 1892 года муниципальные структуры (т.е. районы, города и муниципалитеты), но и также частные инвесторы получили возможность строить и эксплуатировать местные железнодорожные линии по разумным ценам и, таким образом, удовлетворять потребности в транспорте, особенно в экономически неблагополучных районах. «Закон о малых железных дорогах» (Kleinbahngesetz) предусматривал существенные упрощения в строительстве и эксплуатации железных дорог «нижнего порядка», особенно в отношении технического оснащения железнодорожных сооружений и транспортных средств. 10 марта 1894 года парламент провинции Восточной Пруссии принял первую резолюцию о содействии строительству малых железных дорог. Эта резолюция стал важным краеугольным камнем в развитии транспортного сообщения Восточной Пруссии.
Два года спустя, в 1896 году, провинциальный парламент выделил 2.000 марок на начальные подготовительные работы по проектированию малой железной дороги в районе Пиллькаллен. Районная администрация добавила такую же сумму и поручила выполнить эту предварительную работу компании «Восточногерманской узкоколейке-AG» («Ostdeutsche Kleinbahn-AG»), расположенной в Бромберге (провинция Позен), у которой специально для выполнения своих задач в провинции Восточная Пруссия был создан департамент по строительству и эксплуатации в Кенигсберге. Разработанный проект предусматривал две узкоколейные железнодорожные линии: от Пиллькаллена через Грумбковкайтен, Аугштушен и Ласдинелен до Ласденена (29,4 км) и от Пиллькаллена вдоль шоссе до Виллунена и через Науйенен и Линдикен до Ширвиндта (27,8 км). Ожидались оживлённые сельскохозяйственные перевозки, доставка древесины из лесов Шореллера и Вешкалера, а также активное приграничное движение через Ширвиндт, особенно рассчитывали на импорт зерна из внутренних районов Восточной Пруссии.
В 1898 году провинциальный парламент на своем заседании утвердил представлена документация к проекту малой железной дороги, проверенная государственной контрольной инспекцией, стоимостью 333 000 марок при условии совместного участия в финансировании, как обычно, прусским государством и округом. Затем был уточнен проект и определена смета на строительство малой железной дороги и обеспечение эксплуатационными ресурсами (локомотивами и вагонами). Это составило 1 689 000 марок, из которых 46 000 марок выделялось на покупку земли. Прусское государство готово было инвестировать 666 000 марок, провинция и округ по 333 000 марок каждые, оставшуюся сумму готова была взять на себя известная компания «Lenz&Co.», выступавшая материнской компанией «Восточногерманской узкоколейки-АG» («Ostdeutsche Kleinbahn-AG»). Строительство должно было начаться весной 1900 года.
До начала момента строительства Пиллькалленской малой железной дороги аналогичные проекты узкоколеек Восточной Пруссии мало чем отличалось друг от друга. Местные жители с нетерпением ждали открытия узкоколейки и возлагали большие надежды на малую железную дорогу. Однако начались политические игры с участием лиц, принимающих решение в провинции! Тем временем велось напряжённое обсуждение по выбору надлежащей ширины колеи между комитетом округа и строительной компанией «Lenz&Co.». По образцу других малых железных дорог в Восточной Пруссии, которые уже находились в эксплуатации или планировались вводиться в то время, Пиллькалленская узкоколейка должна была иметь ширину колеи 750 мм (стандартная ширина колеи – 1435 мм). Аргументом в выборе данной колеи послужило обеспечение рентабельности малой железной дороги с низкими затратами на строительство, принимая во внимание требование провинциального ландтага (совета) на единую колею. Однако комитет округа требовал ширину колеи в 1000 мм, поскольку ожидал высокую производительность, требовал надежность в эксплуатации и рассчитывал на скорость работы малой железной дороги. Строительная компания «Lenz&Co.» была готова взять на себя дополнительные расходы в размере 32 000 марок при условии приступить к прокладке малой железной дороги от Ширвиндта не в сторону Пиллькаллена, а по направлению в Грумбковкайтене (посёлок Правдино), что позволило бы сэкономить два-три километра при строительстве линии. Это подтолкнуло окружной совет единогласно принять решение о строительстве малой железной дороги с колеёй шириной в 1000 мм, ссылаясь на военного министра Пруссии, который не намерен был в будущем разрешать строительство малых железных дорог с шириной колеи в 750 мм в приграничных округах по военным причинам.
Районный комитет обратился с письмом от 10 декабря 1899 года к главе правительства провинции Восточной Пруссии фон Брандту с просьбой внести соответствующие изменения в решение провинциального комитета. Провинциальный комитет на заседании 29 января 1900 года отклонил это предложение без объяснения причин. Однако глава окружного комитета Пиллькаллена Пич-Шренер не позволил этому решению войти в законную силу и 10 февраля 1900 года подал в парламент провинции «петицию об изменении ширины колеи на малой железной дороге в районе Пиллькаллен», в которой ещё раз привёл уже упомянутые доводы, и в качестве подтверждения изложенного указал на строительство узкоколейки шириной в 1000 мм на участке Погеген – Шмалленингкен (Погегяй – Шмалининкай, Литовская республика, территория до 1945 года входила в состав Восточной Пруссии). Однако на заседании транспортной комиссии провинциального парламента 24 февраля 1900 года приняли решение – отклонить ходатайство окружного комитета Пиллькаллена с результатом «все против двух голосов».
Последнее слово оставалось за парламентом провинции и 27 февраля на пленарном заседании прошли жаркие дебаты. Стенограмма по этому вопросу составила 13 страниц! Аргументы «за» и «против» по запрашиваемому изменению колеи выдвигались страстно, причем пиллькаленский окружной совет до последнего отстаивал свое мнение. Но, к сожалению, ему не удалось победить большинство депутатов, они придерживались своего решения 1896 года о строительстве малых железных дорог с единой колеей в 750 мм. Петиция была отклонена большинством голосов.
Наконец-то можно было начать строительные работы. 25 июня 1900 года создано акционерное общество «Пиллькалленская малая железная дрога». Место нахождение компании, в соответствии с требованием Обер (Верховного) президента, было закреплено сначала в Кёнигсберге, и лишь только в 1903 году перенесено в Пиллькаллен. Глава округа Пиллькаллен Пич-Шренер принял на себя функции председателя наблюдательного совета.
В административном отчете Восточно-прусского провинциального комитета за 1900 год сообщается о завершении строительства сооружений и выполнению земляных работ на линии Пиллькаллен – Ласденен, а также на участке Виллунен – Ширвиндт. Первоначально запланированное прямое сообщение Пиллькаллен – Виллунен заменено маршрутом Грумбковкайтен – Виллунен. А также запланирована ветка Аугстушен – Шилленен. В результате общая протяженность малой железной дороги на тот момент составляла 56,6 км. Открытие всех линий планировалось в течение 1901 года.
В административном отчёте следующего года указано, что открытие движения не состоялось – из-за неблагоприятных почвенных условий необходимы были значительные доработки по прокладке железнодорожного полотна. Открытие планируется на конц 1901 года. И действительно, в канун Рождества 1901 года состоялось торжественное открытие Пиллькалленской малой железной дороги (Pillkaller Kleinbahn).
К сожалению, никаких записей об этих торжествах найти не удалось. Важность малой железной дороги демонстрируется в открытке, в которой показаны линии и виды основных административных поселений.
Открытка с картой железнодорожного сообщения была отправлена из Виллунена во второй половине дня 27 ноября 1901 года, и всего через полтора дня она прибыла в пункт назначения, Мейсен в королевстве Саксония. Замечательное достижение для того времени!
Пиллькалленская малая железная дорога (Pillkaller Kleinbahn) начала работу с 3-мя небольшими двухосными тендерными локомотивами «Lenz» типа „М", построенными в 1900 году известным производителем локомотивов «AG Vulcan Stettin» в Щецине. Кроме того, в распоряжении узкоколейки было 6 двухосных пассажирских вагонов, 2 двухосных комбинированных вагона для перевозки багажа и почты, 58 двух- и 8 четырехосных грузовых вагонов и 2 железнодорожных ремонтных вагона.
По поручению компании «Lenz&Co.» в 1899 году эксплуатацию малых железных дорог вела «Восточногерманская узкоколейка-AG» со штаб-квартирой в Кенигсберге, которая возникла из «Восточногерманской железнодорожной компании» (OEG).
Первое сохранившееся расписание Пиллькалленской малой железной дороги датируется октябрем 1902 года.
А наш рассказ об истории узкоколейки в округе Пиллькаллен на этом завершаем…
«1901 – Особый рождественский подарок».
Источник: GenWiki «Портал Pillkallen» Гюнтера Кремера http://genwiki.genealogy.net/.../Schloßberger_Kl..
1530

Оставить сообщение: